curious_answer (curious_answer) wrote,
curious_answer
curious_answer

Донбасс. О том как память рождает Историю


Сентябрь 2016 года. Донбасса. Красный Луч

Приехав сюда в начале месяца с поздравлениями и подарками для детей Донбасса от московских школьников, мы узнали о том, что этим летом вандалы неоднократно пытались разрушить памятники героям Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза Лилии Литвяк, Нине Гнилицкой, Василию Попову и Василию Погорелову. Разбили памятные доски с именами героев. Осквернили память о них.

Из публикаций городской газеты и от местных жителей, мы узнали о том, что это событие вызвало широкий резонанс в сознании людей. В соцсетях продолжают появляться многочисленные комментарии к публикациям по этой теме.

В ноте протеста ветеранов войны, труда и детей войны Красного Луча есть такая фраза (взято из газеты «Красный Луч»): «Пусть же знают варвары и все к ним причастные, что, пока жив хоть один солдат Великой Отечественной, память о героях, о подвигах советских солдат, офицеров, маршалов и генералов никогда не померкнет в сознании людей».

Подождите. А когда не останется ни одного живого солдата той войны - что тогда? Память тоже умрет?

О памяти как единстве народа и Истории, живых и мертвых прекрасно написал Александр Твардовский в своем стихотворении:

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно.


Вскоре после нашего отъезда из города памятники были восстановлены.

Тема памяти и связи поколений сегодня особенно важна для жителей народных республик ЛНР и ДНР, которые должны выстроить новый мир на обломках войны.
Кровная связь, преемственность с теми, кто в Великой Отечественной победил фашизм, для них является опорой в строительстве новой жизни. Иначе мы бы не видели этих свидетельств. Вид оскверненных памятников вызывают у людей гнев и боль. А в честь новых героев борьбы с укринским неофашизмом воздвигаются новые памятники.

В эти дни в одной из школ, где мы в очередной раз побывали с миссией Сути времени, прошла памятная акция. Кроме традиционных мероприятий, которые мы проводим обычно в школах, такое мы проводили впервые. Совместно с волонтерами, учителями и школьниками мы высадили Аллею памяти о детях Донбасса - безвинных жертвах неоконченной войны на Украине. За два года на Донбассе погибли десятки детей. В память о каждом из них будет посажено дерево. В одной аллее не хватило бы места, чтобы высадить столько деревьев. Поэтому акция также будет проводиться в других школах. Но школа № 13 стала первой.

Сама идея была предложена волонтерами общественной организации «Возрождение Донбасса». Все получилось спонтанно, так как было крайне мало времени на подготовку. Хотелось, чтобы в сознании школьников осталось глубокое понимание смысла этой акции. А главное, чего не хотелось, - оставлять болезненный скорбный след, ведь все-таки дети и без того всё очень чутко воспринимают.

Думали, чем предварить высадку аллеи. Кроме того, что во время урока мужества мы рассказали о подвиге молодых учителей с востока Украины, не побоявшихся фашистов и боровшихся с бандеровцами. Многие из них приняли смерть и пережили расправу над близкими. И, несмотря на это, борьба за правду продолжалась: они несли свет знаний детям.

И нам уроки мужества даны
В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.
Нет, даже если б жертвы той войны
Последними на этом свете были, —
Смогли б ли мы, оставив их вдали,
Прожить без них в своем отдельном счастье,
Глазами их не видеть их земли
И слухом их не слышать мир отчасти?
И, жизнь пройдя по выпавшей тропе,
В конце концов у смертного порога,
В себе самих не угадать себе
Их одобренья или их упрека!

В одном из эпизодов рассказа, который я еще раз напомнила детям в конце лекции, перед тем как пойти высаживать аллею, речь шла о трех молодых подругах, учителях с востока Украины, направленных на западную Украину по комсомольской путевке:
Три молодых учительницы из Сватово, студенческие подруги вместе давали клятву служить делу Родины и считали это самым святым предназначением в жизни. Две молодых учительницы погибли от рук фашистов, но память о них жива. Клавдия Груздо была расстреляна бандеровцами в 1950 году. На ее могиле вскоре после похорон выросло дерево и на нем поселился аист. Тот самый аист, с которым она была дружна при жизни. Клава ждала этого аиста каждой весной и спрашивала себя: «Прилетит ли снова мой аист?». А он прилетел даже на могилу. Он, видимо, чувствовал ,что Клавдия жива, как и многие юные герои-антифашисты. Зеленое деревце и аист на могиле Клавдии Груздо - как символ новой жизни, возрождающегося мира и будущего.

Дружною толпой мы отправились на улицу в отведенное для посадки место возле школы. День был солнечный, и ребята с радостью могли бы побежали играть с друзьями во дворы - их уже ждал школьный автобус. Но было видно, что для каждого из них в нашем совместном действе заключалось что-то очень важное, мало с чем сравнимое по значимости. Дети действительно не хотели уходить, чувствуя важность того, что мы будем делать сейчас.


Готовясь к мероприятию, мы думали, может вначале стоит прочесть стихи Твардовского (выше цитируемые) или включить музыкальную композицию. Как настроить детей на нужный лад, чтобы не было разброда и в то же время перебора с траурностью момента. Память должна оставить светлый след - только тогда ее сила будет вдохновлять на жизнь, на действие.

Решили, что в обоих вариантах возникнет слишком пафосный образ. А нужно просто сказать что-то, что наверняка затронет открытые детские сердца. Итак, мы просто произнесли имена погибших детей Донбасса и предложили ребятам с мыслями о них начать высадку.

Дети молча и старательно закапывали корешки тонюсеньких переливающихся зеленью на солнце саженцев. Сразу заливали лунки водой, жертвуемой из резервных запасов школы, и бережно обкладывали камушками. Девушка, которая привезла саженцы в школу и еле сдерживала слезы, произнося перед началом высадки имена погибших детей, рассказала нам, как ей достались эти деревья. Напомню, что идея с высадкой этой аллеи принадлежала именно Станиславе, с самого начала войны помогавшей ополченцам и раненым в больницах, а также детям в приюте. Оказывается, когда она приехала в питомник закупать саженцы и рассказала, для чего они предназначаются, - продавец разрыдалась и не взяла с нее никакой платы. А также попросила обращаться еще за деревьями для высадки потом. Нужно понимать экономическую ситуацию там, чтобы сознавать всю ценность произошедшего. Сама Станислава не ожидала такой реакции своей землячки.


Увидев двух притихших девчонок, решила поговорить с ними о смысле жизни, о жизни для других, о цели жизни, лежащей за пределами личных интересов. Я предложила им вспомнить вместе тех совсем юных героев Отечественной войны, отдававших жизнь во имя будущего:

«Они погибали, но остались живы. Потому что их подвиг засвидетельствован жизнями других. Эти маленькие герои не думали о себе, они думали о Родине и не струсили. А Родина - это вы сегодня. Помните их и знайте, что жить только для себя, без большой цели это все равно что не жить».

Ведь действительно, что было бы, если бы Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина и многие другие, дрогнули и просто сдались. У Зои тоже могли бы быть семья и дети, у нее была вся жизнь впереди, но она думала о будущем других. Что было бы, если бы и Зоя, и Лиза — предпочли сохранить свои жизни, избежать пыток и казни? Были бы мы все теперь здесь?...


Девочки на минуту замерли, пристально глядя на меня, и вдруг одна из них сказала: «Вы знаете, в ваших словах есть большая истина». Меня поразила эта реакция она мне показалась слишком взрослой для такой маленькой девочки. На вид класс седьмой. Да и те слова, что вырвались у меня, не совсем мои. Будто бы я была просто передатчиком.Так случается, когда мысль в голове ты сформулировать еще не успел, а что-то звучит из тебя само. Может быть, это и есть связь - и так говорят их голоса...

Директор школы, прислушавшись к нашей беседе, подошла поддержать разговор. Заговорив со мной, она посетовала еще раз на слабость деревцев и сухость почвы, а также не самое удачное время для высадки. Надо сказать, что опасения не были напрасными, так как в школе в тот день даже не было подачи воды. А на улице стояла тридцатиградусная жара.

Пришлось все же попробовать ее убедить либо успокоить:
«Они скорее всего будут поначалу страдать как и те, в память о ком высажены. Но обязательно они будут жить. Ведь идея, которую они несут, очень нужна нам и всему Человечеству. А дело наше и впрямь благое».

Мне показалось, что директор мне поверила. И дети поверили нам. И главное теперь, чтобы мы их не подвели. И сами этим посылам соответствовали. Поэтому наши встречи с детьми и учителями на Донбассе обязательно продолжатся, ведь здесь они нас очень ждут.

Простились мы.
И смолкнул гул пальбы,
И время шло. И с той поры над ними
Березы, вербы, клены и дубы
В который раз листву свою сменили.
Но вновь и вновь появится листва,
И наши дети вырастут и внуки,
А гром пальбы в любые торжества
Напомнит нам о той большой разлуке.

Вместо послесловия.
В день публикации этой статьи мы снова узнали о том, что теми же отморозками совершено очередное злодеяние - осуществлен поджог мемориального музея Краснолучского выставочного зала. Были уничтожены ценнейшие экспонаты, фотографии из фондов музея Миус-фронт. На стене подоженного здания была оставлена записка примерно такого содержания: "Не такая уж и хорошая ваша Луганская Народная Республика. Дайте людям воду".

Это испытание народу Донбасса дано как шанс через борьбу за Память стать сильнее и победить главную войну в умах и сердцах людей за Историю. Предпочтет ли народ чечевичную похлебку в обмен на первородство...Именно память должна и способна запустить Историю снова. И на Донбассе, и в России, и где бы то ни было...


Tags: Донбасс, дети, история, память
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments